форум Народного демографа Ба-лдей Аги: демографический, обратите внимание
 
On-line: guests 0. In total there are: 0 [information..]





link post  Posted: 23.10.06 12:43. Post subject: Конференция и презентация книги




* http://www.iet.ru/news.php?category-id=1011&news-id=7754



Гибель империи. Уроки для современной России



О причинах распада Советского Союза сказано уже очень много, однако, по мнению автора, в системном виде основания и механизм его крушения до конца не проанализированы. В последнее время доступ к архивным документам, позволяющим пролить свет на развертывание кризиса советской экономики и государства, вновь становится ограниченным. Тем не менее, те материалы, которые уже были рассекречены, позволяют разобраться в том, что произошло со страной. Советский Союз был территориально интегрированной империей, одной из мировых сверхдержав. За несколько лет до его распада в реальность того, что произошло в 1988–1991 гг., почти никто не мог поверить.

Неожиданность, быстрота, с которой рушатся, казалось бы, непоколебимые империи, порождает ощущение нереальности происходящего. Нетрудно убедить общество в том, что государство, которое столь неожиданно развалилось, можно при наличии политической воли столь же быстро восстановить. Это иллюзия, причем опасная. Платой за нее стали реки пролитой крови.

Легенда о процветающей, могучей державе, погубленной врагами-инородцами – миф, опасный для будущего страны. В представленной работе автор пытается показать, насколько этот миф ошибочен и далек от действительности. Цена этих ошибок в мире, где есть ядерное оружие, слишком высока.

Пытаться вновь сделать Россию империей – значит поставить под вопрос само ее существование. Риски движения в этом направлении высоки. Именно поэтому важно понять, чем были империи, сформировавшиеся на протяжении последних веков, почему они распались, каковы ключевые проблемы, связанные с их расформированием. В первых главах книги это сделано на основе анализа мирового опыта, в последующих – на базе изучения того, как, собственно, рухнула последняя империя XX в. – Советский Союз.

В ХХ в. рухнули все существовавшие к его началу империи. Механизм их демонтажа был специфическим, накладывался на своеобразное сочетание политических и экономических проблем в монополии и бывших колониях. В Советском Союзе кризис развертывается на фоне эрозии основ легитимности тоталитарного политического режима и падения цен на нефть, от которых в начале 1980-х годов зависело состояние бюджета, потребительского рынка, внешнеторгового и платежного балансов. Поэтому несколько глав книги, необходимых для того, чтобы понять контекст того, что произошло в начале 1980-х – середине 1990-х годов ХХ в. в Советском Союзе, посвящены анализу причин нестабильности авторитарных и тоталитарных режимов, проблемам, с которыми сталкиваются страны, экономика которых в высокой степени зависит от конъюнктуры рынка природных ресурсов.

У автора есть преимущество по отношению ко многим другим исследователям крушений империй, написавших по этому поводу интересные работы: он один из авторов Беловежских соглашений, зафиксировавших факт краха Советского Союза. То, как практически происходит распад империй, с какими проблемами приходится сталкиваться властям бывшей метрополии, автор знает лучше многих других. И все же, как отмечает сам автор, он не взялся бы за эту работу, если бы не видел, насколько политически опасна сегодня эксплуатация постимперского синдрома в российской политике, не знал об очевидных, бросающихся в глаза аналогиях между риторикой политиков, использующих постимперскую ностальгию в нашей стране, и стандартами пропаганды национал-социалистов поздневеймарской Германии.

Выше очерчен основной круг проблем, исследованию которых посвящена эта книга. Далее кратко остановимся на вопросах, рассматриваемых в отдельных главах.

Глава 1 «Величие и падение империй» – это в основном исторический экскурс. В главе анализируются предпосылки и фазы становления империй, основные причины и этапы их развала, начиная с Римской империи, но основное внимание уделено истории создания и краха европейских империй как составной части процесса, связанного с беспрецедентным ускорением экономического роста и социально-экономическими изменениями, которые начались в северо-западной Европе на рубеже XVIII–XIX вв.

Глава 2 «Авторитарные режимы: причины нестабильности». Лидеры авторитарных режимов, тех политических структур, которые не опираются ни на традиционную легитимацию, ни на принятую обществом процедуру формирования правительства и парламента на основе конкурентных выборов, устранившие политических конкурентов, подавившие оппозицию, поставившие под контроль средства массовой информации, нередко полагают, что находящиеся в их распоряжении средства принуждения достаточны, чтобы обеспечить стабильность власти. Однако, как показывает опыт, такие формы организации власти внутренне нестабильны. И это связано не с привходящими обстоятельствами или случайностями, а с самой их природой.

В чем же причины нестабильности авторитарных режимов, широко распространенных в период, когда база устойчивости традиционных монархий подорвана социальной трансформацией, а предпосылки стабильных демократий еще не сложились? Попытка ответа на этот вопрос – предмет данной главы.

Авторитарные и тоталитарные режимы нестабильны. Их крушение – вопрос времени, но когда и как они рушатся – прогнозировать трудно. Это может происходить под влиянием разнообразного сочетания обстоятельств. В Советском Союзе важную роль в запуске механизма кризиса экономики, политической системы сыграло падение цен на нефть, произошедшее между 1981 и 1986 гг. Это тема следующей главы – Главы 3 «Нефтяное проклятье».

Современный экономический рост – процесс беспрецедентный в истории, труднопрогнозируемый. Изменения условий мирового развития ставят перед государствами новые проблемы, требует выработки адекватных ответов, способности менять социальные институты, формы организации общественной жизни. В странах, экономики которых зависят от сырьевых товаров, непредсказуемость цен на них осложняет ситуацию. От динамики цен на ресурсы зависит уровень инфляции, доходы населения, возможность оплачивать внешний долг. Это серьезный вызов. Не все богатые ресурсами страны оказываются способными на него ответить. В этом – одна из причин того, что темпы экономического роста в них более низкие, чем в странах, не обладающих ресурсным богатством. Опыт решения проблем, порождаемых нестабильностью сырьевых рынков, не дает простых рецептов. Что он показывает несомненно – это значимость готовности национально-политической элиты к изменениям мировой конъюнктуры, понимания ею того обстоятельства, что здесь таится реальная угроза.

Опыт ХХ в. показал, что для богатых ресурсами стран, сталкивающихся с рисками неблагоприятной конъюнктуры, важно иметь проработанную программу мероприятий, осуществляемую в случае падения цен на сырье; правительство должно понимать какие последствия это будет иметь для бюджета, платежного баланса, потребительского рынка, обслуживания внешнего долга, стабильности банковской системы. Советский союз в начале 1980 годов такого плана не имел. Последствия этого оказались тяжелыми. Об этом в следующих трех главах: Главе 4. «Советский Союз начала 1980-х годов. Трещины в фундаменте»; Глава 5. «Политическая экономия внешних шоков»; Глава 6. «Государственное банкротство и гибель империи, опыт СССР».

В «Послесловии» автор в основном останавливается на процессах, происходящих в России в последние 2–3 года: свертывании элементов демократии и реального федерализма. Автор отмечает, что, разумеется, сегодняшний режим в стране не имеет ничего общего с жестким тоталитарным режимом Советского Союза, и, тем не менее, многие слабости и элементы неустойчивости, характерные для авторитарных режимов, в нем начинают проявляться. Устойчивость финансовой системы в перспективе снижается. Россия, как и раньше СССР, становится финансово все более зависимой от сохранения цен на нефть на уровне, который является исторически аномальным. Конечно, по мнению автора, по состоянию на сегодняшний день, риски дестабилизации положения в России существенно ниже, чем те, которые существовали в СССР начале 1980-х годов. Все реалистичные прогнозы показывают, что при накопленных валютных резервах стабилизационного фонда даже при неблагоприятном развитии событий, Россия в 2006–2008 гг. не столкнется с серьезным финансовым кризисом. Однако, обсуждая подобного рода долгосрочные риски, важно думать, отнюдь, не только о короткой политической перспективе. Принимаемые сегодня важные экономические решения, бюджетные обязательства, определяют те контуры, в которых придется дальше работать российским органам власти, на ближайшие 10–15 лет.

Для подтверждения взглядов, которые представлены в работе, автор привлек обширный статистический и библиографический материал. Все выводы, которые сделаны в книге, подкреплены конкретными данными. В то же время работа подкупает тем, что она написана не только для ученых-экономистов. Она может быть с большим интересом встречена и историками, и политологами, а также широким кругом читателей.

Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply