форум Народного демографа Ба-лдей Аги: демографический, обратите внимание
 
On-line: guests 0. In total there are: 0 [information..]
AuthorTopic





link post  Posted: 21.10.06 12:06. Post subject: Русская фамилия - это приговор ("Вести Сегодня", Латвия)


Юлия АЛЕКСАНДРОВА, 19 октября 2006
Почему талантливые русские школьники не могут поступить на бюджетные места в латвийские вузы?

В этом году в главном техническом вузе Латвии - Рижском техническом университете было огромное количество бюджетных мест: 1900. Однако в конце лета, когда вуз вывесил списки поступивших, оказалось, что русские фамилии встречаются преимущественно на непрестижных факультетах, где почти нет конкурса. Из школ поступала тревожная информация, что ребята, имеющие по математике высшие отметки - категорий А и В, - не прошли на бюджетные места строительного и архитектурного факультетов, где был самый большой конкурс. В Латвийском университете бюджетных мест на порядок меньше - 1182, и русских студентов на популярных специальностях вообще считанные единицы. "Вести Сегодня" решила разобраться в ситуации.

Слово выпускникам



Игорь: "В этом году я поступал на строительный факультет РТУ. Отметки у меня были достаточно высокие: математика и английский - В, латышский - А. Однако на бюджет я не прошел. Хотя в прошлом году туда поступали и с отметкой С по математике. Правда, в этом году конкурс был гораздо больше - кажется, 10 человек на место. Очевидно, те, кто прошел на бюджет, были круглыми отличниками. Русских в нашей группе - около 40%, но почти все - "платники". Наташа: "Я мечтала стать архитектором, ходила на подготовительные курсы при архитектурном факультете РТУ. Главным критерием для поступления является творческий конкурс - рисунок. Так написано на сайте вуза.

Из 45 мест на этом факультете бюджетных было 25. Большинство поступавших, и я в том числе, получили по рисунку "пять". Только у немногих были "восьмерки"-"десятки". Конкурс был огромный - больше 10 человек на место. Конечно, я не прошла. Хотя сдала математику и латышский на А, английский на В, физику на С. А среди поступивших на бюджет отметки по математике и физике были гораздо ниже, чем у меня. Судя по фамилиям, это дети известных латышских архитекторов. Наверное, они рисуют лучше. Однако со своими высокими отметками я не прошла и на бюджетное место строительного факультета! Говорят, что русских специально отсеивают".

Алла: "Я выбрала Вентспилсскую высшую школу, где есть отделение переводчиков английского языка. Конкурс составил 3 человека на место. Школьные экзамены по английскому и латышскому я сдала на категорию В, и хотя на бюджетные места прошли люди с категорией С и даже D, я оказалась за бортом. Преимущество имели те, кто посещал подготовительные курсы при вузе, а в экзамене по латышскому учитывалась его письменная часть. Мне ее в министерстве оценили на 52%.

Латышский для меня - второй родной язык, я свободно говорю и пишу, имела несколько призовых мест по олимпиадам и конкурсам эссе. Такая низкая отметка меня удивила, и, подав документы в Вентспилс, я обратилась в Министерство образования. Там мне посоветовали подать апелляцию. Но оценку оставили прежней! В эссе у меня не было ни одной ошибки, но оно было оценено на 18 баллов из 30. На вопрос почему, мне ответили, что оно было излишне эмоциональным. Но никаких четких критериев оценки не представили.

Я поняла, что надеяться на апелляцию бессмысленно! К тому же из-за апелляции я уже не могла подать документы в другой вуз, ведь при поступлении надо предоставить копию сертификата по госязыку и показать его оригинал. Оригинал же сертификата лежал в министерстве две недели".

Только цифры


Итак, четыре рижские школы. Как сложилась судьба выпускников этого года? В 10-й средней школе 105 выпускников. Из них 95 поступили в вузы. На бюджет - 18. Больше всего из 10-й "бюджетников" в РТУ: из 17 поступивших - 14. В ЛУ наоборот: из 14 поступивших - 1. "Картина достаточно объективная, - считает завуч Сергей Верховский. - Все, кто имел высокие отметки по математике и физике, прошли на бюджетные места в Технический университет. Нас удивило лишь то, что очень мало выпускников поступало в ЛУ. В предыдущие годы таких было значительно больше". По словам директора Надежды Икауниеце, нынешний выпуск был и послабее, чем в прошлом году.

"У нас ни один человек не жаловался на то, что не прошел на бюджетное место из-за письменной части по латышскому языку! - говорит директор рижской школы им. Оствальда Елена Иванова. - Более половины выпускников получили за эту часть экзаменационной работы 46%. Это самый высокий результат в районе!" Из 49 выпускников школы в высшие учебные заведения поступили 44 человека. На бюджете в латвийских вузах - 21 человек. По словам директора, прошли все, кто хорошо учился.

Гимназия "Золитуде" традиционно ориентирована на технические вузы. По словам директора Светланы Семенко, из 120 выпускников большинство продолжило учебу в латвийских вузах. На бюджете - 57 человек. Почти половина. К примеру, в два крупнейших государственных вуза - РТУ и ЛУ поступили 35 и 21 выпускник, из них на бюджете - 21 и 7.

Классный руководитель 12-х классов учитель математики Елена Ступина пояснила, что несколько сильных учеников, получивших на централизованном экзамене по математике высшую категорию А, не смогли пройти на бюджетные места: "Как говорили ребята, РТУ учитывал почему-то не общую отметку по латышскому языку, но письменную часть экзамена".

В Пурвциемской средней школе в этом году 122 выпускника, и подавляющее большинство тоже поступило в высшие учебные заведения Латвии. На бюджете - 45 человек. Хотя если учитывать количество наивысших экзаменационных отметок - уровень А и В - по математике, физике, латышскому и английскому языкам, процент прохождения на бюджет должен был быть на порядок выше. Директор школы Юрий Клюкин тоже говорит, что при приеме в вуз решающим показателем стала письменная часть централизованного экзамена по госязыку. Так, одна девочка окончила школу без единой "семерки", а письменная часть по латышскому была всего 28%.

Выслушав директоров школ и выпускников, не попавших на бюджет, я позвонила ректору РТУ Ивару Кнетсу. Тем более что на недавней дискуссии с политиками он возмущался низким уровнем знаний у первокурсников. Мол, математика и особенно физика на таком плохом уровне, что вуз ввел специальный курс для того, чтобы ликвидировать пробелы школьников. "Почему же при приеме на бюджетные места вы отдаете предпочтение не физике и математике, а латышскому письменному?" - поинтересовался ваш корреспондент у ректора.

-Впервые слышу, чтобы при зачислении на бюджетные места приемная комиссия нашего вуза учитывала письменную часть экзамена по латышскому! - утверждает ректор РТУ Иварс Кнетс. - На инженерных специальностях мы смотрим только отметки по математике и физике. Если отметки по физике нет из-за того, что поступающий не учил ее в полном объеме, то учитываем экзамен по иностранному языку - английскому, немецкому или французскому. Правда, засчитываем его с коэффициентом 0,7 от общего балла.

Если на одно место претендуют два абитуриента с одинаковыми баллами, мы смотрим на отметки по информатике, иностранному языку и латышскому. В этом году на многие специальности был конкурс, и, значит, у нас появилась возможность отобрать лучших ребят. За исключением строительного и архитектурного факультета конкурс - 2-3 человека на место.

- Почему у вас бюджетное место сохраняется за поступившим на все время обучения? В других вузах введена ротация с платного места на бюджетное - в зависимости от успеваемости студента?

- У нас тоже была ротация, но только в том случае, если освобождались три бюджетных места. Тогда одного человека мы переводили на бесплатное обучение. В этом году введены новые правила: перестановки будут проведены после окончания 1-го курса: те бюджетники, кто сдал экзамены на 4 балла, будут переведены на платное обучение, а учащиеся платного потока, получившие 9-10 баллов, смогут учиться бесплатно.


Учат по-разному, спрашивают одинаково



И наконец, экзамен по латышскому языку. Недавно в интервью к юбилею ЛАШОРа один из его активистов, учитель латышского языка гимназии "Максима" Валдис Чейч, высказался весьма категорично по этому поводу: "Я считаю, что государственный экзамен по латышскому в 12-м классе русских школ невозможно сдать хорошо, потому что письменная часть неадекватно сложная. В одном из трех грамматических заданий, которое оценивается на 10 баллов, надо поставить 10 знаков препинания, а за одну ошибку оценка "0"! В другом задании 0 баллов ставят в случае, если допускаются 5 стилистических ошибок! А стилистические задания такие, что и латышу разобраться непросто".

Сертификат по госязыку выглядит непросто: здесь и уровень, и категория, и четыре составные части экзамена в процентах. На первом месте - итоговый результат. К примеру, уровень В. Следующая строчка - "Третья категория А". Это означает, что полученный на экзамене уровень МОН автоматически переводит в категорию, чтобы выпускникам не надо было сдавать на "аплиецибу" по владению госязыком. Наконец, в скобочках мелкими буквами в процентах отметка за разговорную часть, чтение, литературу и письмо.

Просмотрев кипу сертификатов в Пурвциемской средней школе, сразу обратила внимание на то, что если по первым четырем компонентам экзамена оценка - выше 70%, то на письме у подавляющего большинства - 40-45% и ниже. В целом, говорят педагоги, на конечный результат экзамена отметка за письмо фактически не влияет, поскольку итог выводится из четырех показателей. Почему все-таки именно эта последняя графа столь разительно отличается от остальных, спросила я у педагогов школы.

- В программе средней школы по латышскому языку курса грамматики нет вообще! Только изучение литературы, межкультурных связей, коммуникативный аспект, - объясняет замдиректора по образовательным вопросам Пурвциемской средней школы Алексей Малахов. - Кроме того, новый курс латышской литературы мы вынуждены были включить в те же часы, что у нас были. Конечно, учителя латышского, зная, что на экзамене дают грамматические задания, повторяют с учениками эти темы, но времени на грамматику остается мало. Письменная часть экзамена, по словам А. Малахова, состоит из эссе на заданную тему (250 слов) плюс три грамматических задания. Кстати, школы почему-то не могут получить потом эти работы, чтобы проанализировать ошибки и в дальнейшем усиленно над ними работать. Им присылают из министерства только общие цифры! А экзамен по госязыку усложняется с каждым годом, ведь МОН планирует в следующем учебном году выйти на единый экзамен по госязыку и для латышских школ, и для школ нацменьшинств.

- В этом году письменная часть экзамена точка в точку совпадала с заданиями для латышских школ! - пояснила руководитель методического объединения учителей латышского языка школы и Видземского предместья Гита Похевица.

- Добавлю, что в 2004/2005 учебном году государство финансировало деление классов на уроках госязыка в старшей школе, и это давало возможность учителям проходить больше учебного материала, - говорит директор Юрий Клюкин. - Однако с прошлого года финансирование отменено. И уже 2 года дети учат язык в группе по 30 человек!

Вопросы без ответов



В разговоре со мной многие педагоги откровенно говорили: то, что вузы при зачислении на бюджетные места престижных факультетов отдают предпочтение письменной части экзамена по госязыку, красноречиво подтверждает, что руководство государственных вузов специально усложняет конкурс и создает дополнительный фильтр для русских абитуриентов. Ясно же, что писать и знать грамматику русские дети никогда не будут так же хорошо, как латыши. Многие директора не знали, что уже сейчас письменная часть экзамена по госязыку в русских и латышских школах идентична. А ведь такая идентичность - факт просто вопиющий. Учат-то по-разному.

Почему же спрашивают одинаково? Совершенно не понятно, почему молчат директора русских школ Латвии, русские депутаты, ЛАШОР, Ассоциация учителей русских школ, Консультативный совет МОН по вопросам образования нац-меньшинств? Похоже, что общественники и политики, заработав очки в борьбе против реформы русской школы, добравшись до депутатских кресел, уже не желают заниматься этими вопросами. В Литве, кстати, польские и русские общественные организации уже в прошлом году выступили единым фронтом против такого единого экзамена!

Удивляет еще один момент: почему в государственных вузах разные правила приема и ротации бюджетных мест? Почему среди будущих строителей, архитекторов, психологов, юристов и пиарщиков почти нет русских фамилий? Или ректоры вузов не говорят правды и негласное правило давать преимущество титульным специалистам все же существует?

А может быть, все гораздо проще и нет никаких "фильтров"? Может, в латышских школах уровень образования выше, чем в русских?



Спасибо: 0 
ProfileQuote Reply
Reply:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Username, Password:      register    
Тему читают:
(-) empty message
(+) new post
(!) announcement
(x) this topic is locked
All times are GMT  4 Hours. Hits today: 0
You can: smiles yes, images yes, types yes, poll no
avatars yes, links on, premoderation off, edit new post no



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

| вверх | On the Application of Probabilities to Life Contingencies |